НОВОСТИ КОМПАНИИ

Источник: Пресc-служба Арсеналъ-Кыргызстан

Как поддержать трансграничный грузооборот?

Страхование перевозок – как поддержать трансграничный грузооборот?

В системе международных грузоперевозок в последнее время происходят заметные изменения в географии маршрутов и характере риска. О том, как новые страховые продукты помогут справиться с растущим риском в этой сфере, порталу "Страхование сегодня" рассказывает Председатель Совета директоров, Президент ООО СК "АРСЕНАЛЪ" Сергей Лобанов.

Сергей Юрьевич, какие изменения грядут в области развития торговых маршрутов, как изменится транспортная инфраструктура в будущем? Какими организационными мерами со стороны государства будет обеспечиваться развитие трансграничной торговли и перевозок?

Сейчас идет создание единого транспортного коридора, связывающего Азию и Европу по территории России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Развитие новых торговых маршрутов и планы по присоединению к зоне свободной торговли ЕАЭС около 40 стран даст всем участникам существенные экономические выгоды. Для снижения пограничных барьеров и упрощение процедур при организации межгосударственных транспортных перевозок требуется создание упрощенных и прозрачных систем, принципы которых закреплены нормативными актами. В качестве примера можно привести организацию транзитных перевозок в Евросоюзе в соответствии с Конвенцией общего транзита по процедуре Т1. В свою очередь, ФТС России смогла предложить перевозчикам доступный механизм таможенного транзита в ЕАЭС.

Что такое «единая гарантийная система таможенного транзита»? Для чего она нужна?

Постоянно растущий поток товаров, пересекающих таможенные границы, формализация процедур таможенного оформления, изменчивость нормативной базы и требуют активно применять и развивать информационные технологии. Нам представляется целесообразным внедрение единой гарантийной системы электронных поручительств для таможенного транзита, позволяющей ускорить обязательные таможенные процедуры для перевозчиков, а главное - гарантировать стабильность работы таможенного транзита. На период таможенного транзита перевозчик (он же плательщик таможенных пошлин и декларант) обязан предоставить обеспечение в форме денежных средств, банковской гарантии, залога имущества или поручительства. Это условие носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения. Единая гарантийная система таможенного транзита представляет собой перспективное технологическое решение, при котором таможенные пошлины, НДС и акцизы при транзите не взымаются, однако в качестве обязательства соблюдать условий транзита предоставляется гарантия (обеспечение) уплаты всех таможенных пошлин и налогов.

Ваша компания предлагает новый страховой продукт – «страхование ответственности при таможенном транзите». В чём его главные отличия от существующих полисов страхования ответственности? Как это страхование работает?

Такое страхование предполагает, что при наступлении страхового случая СК «Арсеналъ» производит страховую выплату в пользу таможенных органов РФ в объеме таможенных платежей, подлежащих уплате застрахованным декларантом (за исключением пени). Дополнительно, в отношении застрахованных декларантов СК «Арсеналъ» принимает на себя обязательства поручителя перед таможенными органами РФ.

Для этого наша страховая компания разработала и внедрила с января 2012 года систему электронных поручительств для таможенного транзита на участке от границы РФ до таможенного органа назначения на территории ЕАЭС. Эта система работает на бездокументарной основе и в реальном масштабе времени, поэтому лишена недостатков, присущих «бумажным технологиям» (большая трудоёмкость, высокие расходы). Она позволяет построить стабильную систему таможенного транзита, которая не будет зависеть от желания и готовности разных стран сотрудничать с Россией в условиях международных санкций, обеспечив при этом весьма высокий уровень информационной безопасности.

При помещении товаров под процедуру таможенного транзита декларант представляет в таможенный орган транзитную декларацию. В качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и/или иные документы, содержащие необходимые сведения о товаре, определенные ст. 182 Таможенного Кодекса Таможенного союза. Форма и порядок заполнения транзитной декларации определены решением комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 289. Предлагаемое IT-решение базируется на положении о допустимости подачи транзитной декларации в электронном виде с заверением электронной цифровой подписью (ЭЦП). Для целей автоматизации используется также тот факт, что представление предварительной информации осуществляется в электронном виде не менее чем за 2 часа до перемещения товаров и транспортных средств через портал, сертифицированный ФТС. За счет подачи документов и их проверки таможенными органами заранее (до пересечения границы) образуется выигрыш во времени и сокращаются издержки, связанные с нахождением товара в пункте таможенного досмотра. При срабатывании системы управления рисками (СУР) таможни предусмотрено применение дополнительных форм таможенного контроля.

Сначала на основе информации из товаро-сопроводительных документов (CMR накладная, коммерческий инвойс, упаковочный лист) формируется стандартизованное дополнение к договору поручительства. Оно в рамках электронной системы документооборота (по выделенным каналам, на основании соглашений об информационном обмене, подписанное усиленной квалифицированной электронно-цифровой подписью) поступает в Федеральную таможенную службу РФ. Дополнение к договору поручительства является обеспечительным документом для перевозчика при таможенном транзите. ФТС подписывает его квалифицированной электронной подписью, резервирует сумму обеспечения из предоставленного СК «Арсеналъ» лимита банковских гарантий и сообщает регистрационный номер дополнения. Этот номер по СМС отправляется перевозчику, который при въезде на таможенную территорию России представляет инспектору таможенного органа документы и транзитную декларацию, содержащую в графе «обеспечение уплаты таможенных платежей» этот самый регистрационный номер. Инспектор таможенного органа осуществляет проверку документов, а также выданного обеспечения (поручительства), его достаточности, и, в случае отсутствия замечаний к документам перевозчика, открывает таможенную процедуру таможенного транзита (оформляет транзитную декларацию).

Технология стала возможна благодаря тому, что в соответствии с договором поручительства, заключенным между нашей страховой компанией и ФТС России, мы, как поручитель, принимаем на себя солидарные с декларантом (перевозчиком) обязательства перед таможенными органами по уплате таможенных пошлин и налогов. Выполнение функции поручительства требует от страховой компании не только внедрения современных IT решений, но и значительных финансовых ресурсов (наша компания, например, предоставляет в ФТС России банковские гарантии на сумму более 8 млрд. рублей).

Как организовано информационное взаимодействие между всеми участниками в рамках данной системы?

Информационный обмен между страховщиком, страхователем (перевозчиком/экспедитором/декларантом) и ФТС России при таможенном транзите товара включает следующие автоматизированные процедуры.

Застрахованное лицо (перевозчик/экспедитор/декларант) представляет информацию о товаре, помещаемом под процедуру таможенного транзита, риск его ответственности страхуется.

Формируется проект дополнения к договору поручительства, который подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью СК «Арсеналъ» и направляется на подписание в ФТС России через приложение «Таможенный шлюз».

Проект дополнения проверяется и подписывается ФТС России электронной подписью.

При этом защиту интернет-соединений обеспечивает VPN на основе кластера из нескольких криптошлюзов, подлинность передаваемых документов заверяется квалифицированной электронной подписью, отказоустойчивость обеспечивается системой резервирования, отдельным компонентам инфраструктуры и центром обработки данных в целом.

А оценка риска и андеррайтинг тоже базируются на IT решениях?

При оценке рисков используется система управления рисками (СУР) страховщика, проводящая оценку возможного ущерба в случае возникновения рисков неуплаты таможенных платежей. СУР уже прошла несколько этапов развития от простого калькулятора тарифов до форматно-логического контроля и многоуровневой оценки риска. Сейчас это инновационное решение при оценке рисков учитывает сложный набор условий, среди которых: наличие или отсутствие таможенного сопровождения или охраны; деловая репутация страхователя, страхуемого лица и его контрагентов (наличие или отсутствие фактов недоставки товара страхователем или его контрагентами из таможенного органа отправления в таможенный орган назначения, фактов неуплаты таможенных платежей); расстояние и сроки перевозки; номенклатура товара (уровень ликвидности товара, вероятность противоправных действий третьих лиц).

Так в чём же ключевые преимущества предложенной системы для участников таможенных процессов?

Благодаря использованию продвинутых информационных технологий, которые прошли сертификацию и совмещены с системой документооборота ФТС России, стоимость страховой услуги, предоставляемой СК «Арсеналъ» декларанту процедуры таможенного транзита (с ответственностью до 6 млн. рублей), начинается от 1,5 тыс. рублей, в зависимости от группы рисков товаров и продолжительности перевозки.

Использование разработанного IT решения на базе онлайн технологии способствует упрощению и ускорению таможенных процедур, минимизации времени, затрачиваемого на оформление документов, а также позволяет удаленно отслеживать все этапы прохождения груза. Удалось на практике реализовать подход, который не только соответствует требованиям национальной автоматизированной системы контроля за таможенным транзитом товаров и соответствует всем международным требованиям, но и позволяет участникам ВЭД полностью автоматизировать работу с таможенными органами в отношении гарантийного обеспечения при таможенном транзите с незначительными денежными затратами и высокой надежностью.

Программное решение предполагает мониторинг и анализ заключенных дополнений к договору поручительства. Ведется накопление и анализ информации о результатах использования перевозчиками страхования ответственности за уплату таможенных платежей. Осуществляется выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений.

Разработанная система собирает множество разных данных (о грузе, о перевозчике, о сроках и пр.). Какую пользу эти массивы информации приносят, скажем, тем же перевозчикам?

Многообразие накапливаемых и поступающих в обработку данных имеет весьма важное значение для участников таможенного дела. Установленное в телефоне водителя специальное приложение позволяет иметь постоянную геолокацию транспортного средства. Система контролирует время прибытия и убытия транспортного средства из пункта пропуска, начала и завершения оформления процедуры таможенного транзита, сроки начала и завершения перевозки. Пользователь системы в режиме реального времени получает информацию о статусе перевозки и о возможном нарушении сроков, что позволяет оперативно информировать таможенные органы и избегать таким образом административных правонарушений.

И подводя итог, что показывает пятилетний опыт использования Вашей системы, кто является главным получателем выгод и преимуществ от её использования?

Опыт эксплуатации нашей IT системы в течении последних пяти лет показал, что глубокое понимание потребностей перевозчиков и готовность нести существенные затраты по взятым на себя обязательствам со стороны страховщика позволяют удешевить и ускорить обязательные таможенные процедуры для перевозчиков, а главное - гарантировать стабильность работы таможенного транзита с минимальными рисками для российского бюджета. При этом среднегодовые убытки страховщика могут доходить до 200 миллионов рублей – эти средства напрямую поступают в бюджет России, ФТС истребует их у поручителя в случае недоставки товара. В целом же, при низкой стоимости страховых услуг для перевозчиков, на базе современных технологий работы в реальном масштабе времени удалось создать инновационный финансовый механизм, который позволяет гарантировать исполнение законодательства, создав достойную альтернативу применению прочих обеспечительных мер. СК «Арсеналъ» продолжает активно совершенствовать свои решения, которые уже сейчас готовы к требованиям нового Таможенного кодекса ЕАЭС.

Сергей Лобанов
Адрес на сайте: https://www.insur-info.ru/interviews/1149/

 
+996 312 39 82 78
+996 706 98 56 56
+996 708 42 32 24 ОСАГО WhatsApp
Центральный офис
г.Бишкек,
ул. Орозбекова, 26
7 мкр дом 46а, здание НТС